Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. Его тема в 2022 году — «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. Однако в таких условиях существенно вырос риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах. Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности). Скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий. Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников. Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств в связи с низким уровнем безопасности таких операций и с целью защиты денежных средств потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Так, за последние шесть лет в отдел защиты прав потребителей Управления потребительского рынка администрации Городского округа Подольск поступило 4 345 обращений жителей, по результатам работы в претензионном и судебном порядке в пользу потребителей возвращено более 36 млн руб. Подготовлено более 2 400 претензий, 172 исковых заявления.
На официальном сайте администрации и в социальных сетях размещено более 200 публикаций по вопросам защиты прав потребителей. В 2021 году в отдел защиты прав потребителей за оказанием правовой и консультационной помощи обратились 420 жителей Подольска. По результатам работы отдела (консультации, составление претензий) в досудебном порядке в пользу потребителей, права которых были нарушены, в 2021 году возвращено более 2,66 млн руб. Сотрудники отдела принимали участие в 11 судебных процессах по делам о защите прав потребителей. За отчетный период по решению суда в пользу потребителей взыскано 1,8 млн руб. Всего за отчетный период потребителям возвращено более 4,4 млн руб.
Обратиться в отдел за консультационно-правовой помощью в подготовке претензии, проекта искового заявления можно по адресу: Подольск, ул. Кирова, д. 4, кабинет 148. Тел. 8 (4967) 55-57-56. График личного приёма посетителей: понедельник, вторник и четверг – с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00, пятница – с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00. При себе необходимо иметь паспорт и все документы на покупку товара или выполнение услуги, работы (договор, чек, квитанция, расписки и т.д.).
Пресс-служба администрации Городского округа Подольск